√лавна€ ї—татьи ї NISSAN DIESEL CD20ET » –≈√”Ћ»–ќ¬ ј “Ќ¬ƒ ZEXEL

ѕубликации и статьи —кайлайн —ервис

ѕубликации —кайлайн —ервис

—татьи и публикации на тему диагностики автомобилей

  • ƒиагностика вариаторных ј ѕѕ
  • ƒиагностика двигател€
  • ƒиагностика систем безопасности
  • ƒиагностика тормозной системы

ѕубликации —кайлайн —ервис

јвтор статей
√аджиев јрид ќмарович

  • ¬едущий специалист - диагност —кайлайн —ервис
  • ƒипломированный инженер - радиотехник
  • ƒипломированный инженер - системотехник
  • јвтор нескольких дес€тков интернет-статей по диагностике
  • —пециалист высокого уровн€ по диагностике силовых агрегатов с CVT

ƒиагностика автомобилей

—ервис-центр "SKYLINE SERVICE" обеспечен передовым современным оборудованием дл€ проведени€ полной диагностики ¬ашего автомобил€.

 омплексна€ диагностика включает в себ€ осмотр и проверку основных узлов автомобил€, таких как двигатель, коробка передач, система охлаждени€, подвеска, электромеханические узлы и датчики. “ем не менее, при наличии €вных дефектов, мы можем произвести диагностики отдельно вз€тых систем и узлов автомобил€.

¬ рамках данной статьи показан опыт специалистов автотехцентра — ј…Ћј…Ќ —≈–¬»— в ремонте дизельных двигателей ниссан на примере двигател€ Nissan CD20ET. ƒанный двигатель мы рассматриваем в рамках ремонта автомобил€ ниссан серена. Ќа практике мы можем осуществить аналогичный и более сложный ремонт дл€ всей линейки дизельных и бензиновых двигателей ниссан.

ѕерейти в раздел –≈ћќЌ“ » “≈’Ќ»„≈— ќ≈ ќЅ—Ћ”∆»¬јЌ»≈ Nissan

ѕредлагаем ознакомитьс€ с некоторыми из наших публикаций:

Nissan Diesel CD20ET и регулировка “Ќ¬ƒ ZEXEL

24.08.2014

¬ начале 90х годов на внутреннем рынке японии было представлено большое количество дизельных моторов у всех именитых фирм (не счита€ HONDA, SUBARU, SUZUKI и прочие “мотоциклетные фирмы”). ƒизельный мотор Уценилс€Ф во времена Ухал€выФ: когда дизтопливо можно было сливать бочками по цене Укак договоришьс€Ф. — японии привозили большое количество автомобилей, оборудованных дизельными моторами. Ёто касалось практически всех внедорожников и полноприводных минивенов. ќчевидно, что в таком исполнении они были экономичней бензиновых моделей. Ќа легковых машинах така€ тенденци€ встречалась реже. ¬от в европейских модел€х дизельные моторы получали намного большее преимущество. ћожно сказать, что некоторые дизел€ были сделаны дл€ ≈вропы и никогда не встречались в японии.

≈сли с моторами TOYOTA все было пон€тно, то NISSAN дл€ многих оставалс€ загадкой - а именно дизель CD20. Ќеобычность конструкции этой серии в расположении топливного насоса высокого давлени€ (“Ќ¬ƒ) - он устанавливалс€ сзади мотора.

ѕерва€ особенность - это расположение и, соответственно, второй ремень √–ћ. “олько уже не √–ћ, а “Ќ¬ƒ, получаетс€.

¬тора€ обща€ особенность: отсутствие меток дл€ его установки. Ќет, метки есть на шестерне привода “Ќ¬ƒ, но их нет на корпусе мотора. ѕолучаетс€, что установить ремень “Ќ¬ƒ можно двум€ способами: купить оригинальный с метками на ремне или считать зубь€ этого ремн€. ј бывают разновидности этого мотора с двум€ обводными роликами или одним (не счита€ привода вакуумного насоса). »ными словами - конструкци€ непроста€.

≈сли с механическим “Ќ¬ƒ было все более менее пон€тно (CD20, CD20T - с турбокомпрессором), то так называемый электронный “Ќ¬ƒ (CD20E и CD20ET - с турбокомпрессором) устанавливалс€ совсем по другим меткам. Ѕыла еще модификаци€ CD20ETi - с интеркулером, совместима€ с обычными CD20ET. » проблема была везде одна и та же: после сн€ти€ насоса дл€ ремонта, каждый раз искали метки методом проб и ошибок - т.е ставили на зуб туда, потом обратно.  онечно, можно поставить насос индикатором, но у кого он есть в гараже? »м еще и пользоватьс€ надо уметь.   чему этот весь рассказ? ј к тому, что очень немногие берутс€ за ремонт подобной машины, и зачастую ремонт ее заканчиваетс€ ничем. Ќо основна€ проблема электронных насосов этой серии в том, что любое вмешательство в этот насос заканчиваетс€ установкой машины на долгую сто€нку. Ќасос требует регулировки, а провести ее далеко не всегда возможно. Ќет стендов и специалистов.

»так, NISSAN SERENA C23 1998 года оснащена таким мотором. ј проблема выражена так: на холостых после прогрева немного плавают обороты, может в диапазоне 50 оборотов. ¬ы скажете "“Ќ¬ƒ!" и будете правы, но только отчасти. “ак как “Ќ¬ƒ перебиралс€ ƒ¬ј раза (!) и тестировалс€ на всех стендах еще в два раза больше, чем ремонтировалс€. ¬ердикт всех дизелистов такой - насос исправен. Ќасос сн€ть на этом моторе непросто - очень трудоемка€ операци€. ѕоэтому экспериментировать со сн€тием-установкой “Ќ¬ƒ надоедает быстро.

Ќасос сн€ть на этом моторе непросто - очень трудоемка€ операци€. ѕоэтому экспериментировать со сн€тием-установкой “Ќ¬ƒ надоедает быстро.

¬инты покрашены с последней проверки и не раз. Ќепон€тно, кому верить. Ќо обороты плавают. ¬се грешат на блок управлени€ двигателем. Ќо такой блок и найти-то непросто дл€ подмены. ƒа и ломатьс€ там нечему.

Ќо то, что обороты немного плавают, это, оказываетс€, не сама€ главна€ проблема - есть и поважнее! ћотор иногда не заводитс€ «на гор€чую». »ногда отлично, иногда не заводитс€, хоть крути его п€ть минут. ∆ивет своей жизнью. ∆алобы на динамику и потерю мощности уже не воспринимаютс€ всерьез. — динамикой разгона трудно сравнить эту машину с какой-то другой, дл€ сравнени€ нужен подобный аппарат. ’от€ на взгл€д динамика разгона слабовата. Ќо это субъективно - может так и должно быть. ј вот потер€ мощности - это из другой оперы: автоматическа€ трансмисси€ переходит в аварийный режим на D передачу. ѕон€тно, что это не потер€ мощности, а потер€ передач. ќб этом позже - так как мотор тут не причем.

–ассмотрим вкратце отличие этого электронного насоса от механического. ќтличие простое - кольцом протечки, положением которого определ€етс€ объем впрыска топлива плунжером в линию форсунок, в этом насосе управл€ет сервопривод.  роме этого, опережением впрыска тоже заведует электронный регул€тор, но он не оказывает вли€ни€ на запуск. ¬се режимы работы, в т.ч. и запуск, осуществл€ютс€ сервоприводом.
 онструкци€ сервопривода показана ниже.

  онструкци€ сервопривода показана ниже.

«десь CONTROL SLEEVE и есть кольцо (на фото обозначено стрелкой).

 «десь CONTROL SLEEVE и есть кольцо (на фото обозначено стрелкой).

—ам сервопривод выполнен в крышке и зацепл€ет кольцо круглым штифтом.


—ервопривод - это электрическа€ машина, в которой обмотки под действием электрического тока создают магнитное поле, вращающее вал со штифтом. «а счет эксцентричного сдвига штифта вращение вала переходит в поступательное движение кольца на оси плунжера. „ем больше кольцо перекрывает канал слива в плунжере (вправо) , тем больше топлива подаетс€ в магистраль. » наоборот - перемещение кольца влево уменьшает объем впрыска.
¬се казалось бы просто, но мы видим, что верхн€€ часть с сервоприводом имеет широкие овальные окна фиксирующих винтов:

 ¬се казалось бы просто, но мы видим, что верхн€€ часть с сервоприводом имеет широкие овальные окна фиксирующих винтов

ќткуда можно сделать вывод, что это - регулировка. ¬от здесь и возникает перва€ проблема.  ак отрегулировать крышку (сервопривод), ведь от нее зависит вс€ работа мотора. Ќа стенде, после переборки насоса, крышку выставл€ют по стартовой подаче. Ќачальным положением крышки определ€етс€ стартова€ подача. ѕри включении зажигани€ сервопривод двигает кольцо плунжера на стартовый объем впрыска, но положение кольца неизвестно. ћы можем пон€ть его положение только по объему впрыска при стартерном режиме. ≈сли на механическом “Ќ¬ƒ есть отдельный винт объема, который можно крутить, то тут это возможно только сдвигом крышки по отношению к корпусу насоса. –ечь идет о таких величинах, как ƒ≈—я“џ≈ миллиметра. —двиг на полмиллиметра приводит к совершенно разным результатам. ј миллиметр - к полному отсутствию запуска. ’орошо, когда есть сканер. » пример совсем неудачного положени€ крышки мы сразу видим:

—двиг на полмиллиметра приводит к совершенно разным результатам. ј миллиметр - к полному отсутствию запуска. ’орошо, когда есть сканер. » пример совсем неудачного положени€ крышки мы сразу видим

Ёто означает, что положение крышки выходит за пределы регулировани€ даже при стартерном режиме. ј нижн€€ строка - при рабочем режиме. ѕри верхней ошибке мотор даже не запускаетс€, а при нижней - гул€ют обороты на холостом ходу.

ѕоложением крышки можно добитьс€ следующей картины - хороший пуск, но гул€ют обороты холостого хода. ћало того, сброс оборотов происходит медленно. ќбороты УзависаютФ, и очень неохотно снижаютс€ к уровню холостого хода. “ут втора€ строка - неизбежный спутник регулировщика. Ќо стоит чуть сдвинуть крышку - обороты падают быстрее, но намного хуже пусковой режим. ƒвигатель начинает плохо заводитьс€, особенно на гор€чую. Ќеоднократно приходилось видеть сообщени€ о плохом запуске на гор€чую. ћногие владельцы и сервисы УподсовывалиФ обманку к датчику температуры, чтобы убедить блок управлени€ в низкой температуре дл€ лучшего старта. Ќо это все неправильно, так как хороший старт напр€мую св€зан с динамикой. ј мы не забываем про динамику разгона, ведь она тоже оставл€ет желать лучшего…

“ак как УроднойФ “Ќ¬ƒ только мы отвозили в проверку два раза в разные сервисы на стенды, и все стендисты вынесли заключении - “Ќ¬ƒ полностью исправен, (а сколько до этого его носили - никто не помнит, не говор€, что его перебирали несколько раз), решено было приобрести контрактный “Ќ¬ƒ. ќсновна€ проблема УродногоФ “Ќ¬ƒ не была решена - плавают обороты, плохой старт на гор€чем моторе и бессистемное про€вление полного отсутстви€ запуска, особенно на прогретом моторе после получасового сто€ни€. Ѕлок управлени€ ECU был проверен приборами и претензий к нему быть не могло. ¬се вход€щие сигналы соответствовали режиму плавани€ оборотов.  онтрактный “Ќ¬ƒ оказалс€ не в лучшем виде - а что еще ждать от “Ќ¬ƒ, которому 15 лет? ѕосле мес€ца эксплуатации на гор€чем моторе при включении передачи мотор начал глохнуть. –ешено было восстановить контрактный насос - заменить плунжер. ѕосле замены плунжера и регулировки крышки получили мотор, который заводитс€, но при езде динамика разгона слабовата.  ак говорилось выше, можно получить хороший старт и медленный сброс оборотов, а можно плохой старт и быстрый сброс оборотов. Ќикак не получаетс€ крышкой установить хороший старт и быстрый сброс оборотов. » тут приходитьс€ проводить дополнительные эксперименты.  огда мы говорим про хороший старт, то речь идет о пуске на гор€чую. Ќа холодном моторе проблем не возникает ни у кого. ¬се жалуютс€ на плохой запуск гор€чего мотора. Ќо чуть сдвигаешь крышку в сторону улучшени€ пуска , как получаешь плавание оборотов или их медленный сброс.

—мотрим на “Ќ¬ƒ и замечаем двухконтактный разъем. Ёто регулировочное сопротивление. ќн так и называетс€ ADJUSTING REZISTANCE. ѕри сн€тии разъема с него сканер текстом пишет эту ошибку. јналогичный стоит и на насосе DENSO TOYOTA. „то это такое ? ¬ общих чертах: это компенсационный резистор дл€ регулировани€ глубины обратной св€зи по управлению сервопозиционером в крышке. ¬се насосы механически разные, как и сервоприводы. Ќа стенде (в японии), они регулируют эти насосы и на каждый став€т этот компенсационный резистор, подбира€ его в процессе регулировки. ƒостоверно неизвестно, по каким параметрам это делаетс€, но факт в том, что этот элемент очень сильно вли€ет на работу “Ќ¬ƒ.

Ќа стенде (в японии), они регулируют эти насосы и на каждый став€т этот компенсационный резистор, подбира€ его в процессе регулировки. ƒостоверно неизвестно, по каким параметрам это делаетс€, но факт в том, что этот элемент очень сильно вли€ет на работу “Ќ¬ƒ.

¬нутри находитс€ обычный резистор мощностью рассе€ни€ около 1 ватт.

 ¬нутри находитс€ обычный резистор мощностью рассе€ни€ около 1 ватт.

—опротивление варьируетс€ в очень широких пределах. Ёкспериментально, в процессе поездок вы€снилось, что значение этого резистора очень сильно вли€ет как на сброс оборотов, так и на динамику. ј на динамику он вли€ет просто катастрофически. ќдин из резисторов был 337 ом, другой 1340 ом. — первым динамика была ощутимо лучше, чем со вторым. Ќо со вторым лучше падали обороты к уровню холостого хода. ѕон€тно, что устраивать заезды, подбира€ это сопротивление - не лучший вариант. ѕотому как поездки субъективны. Ќо ведь как-то €понцы настраивают этот насос (хоть и на стенде)? ѕоэтому было найдено определенное решение по его подстройке. ≈сли кто найдет лучше - может открыто поделитьс€ в —ети, но пока такой информации нигде не встречал.

»так, регулируем крышкой стартерный пуск на гор€чем моторе, установив вместо этого резистора подстроечный.

 »так, регулируем крышкой стартерный пуск на гор€чем моторе, установив вместо этого резистора подстроечный.

ƒобиваемс€ лучшего пуска и отсутстви€ плавани€ оборотов - выворачива€ резистор к нулевому сопротивлению. √лушим мотор, ждем 10 сек (норма дл€ инициализации), заводим и медленно крутим подстроечник в сторону увеличени€ сопротивлени€. ¬ каком то положении обороты начнут увеличиватьс€, а потом уменьшатьс€. Ёто максимум. ѕровер€ем этот максимум, начина€ уже с ближайшего положени€ резистора (не с нулевого).  аждый раз глушим и ждем 10 сек перед запуском. ”бедившись, что максимум найден, можно подстроить крышку и повторить настройку. ѕосле окончательной настройки измер€ем сопротивление и подбираем ближайшее.

≈го можно впа€ть вместо родного.

ѕосле окончательной настройки измер€ем сопротивление и подбираем ближайшее.  ≈го можно впа€ть вместо родного.

ѕо поводу значени€ этого сопротивлени€. ѕредположим, у вас получилось 456 ќм. “акое сопротивление найти сложно. ¬се сопротивлени€ имеют классификацию по р€дам . —амый распространенный E24 с точностью 5% имеет фиксированную шкалу в сотн€х : 100, 110, 120, 130, а следующее значение только 150, потом 160, 180 и 200. ј выше - пропуски еще больше: 390, 430, 470 , 510 и т.д. –€д определ€ет шаг и точность. Ќо даже в р€ду E192 c точностью полпроцента вы не найдете 456 ќм, будет 453, а следующее 459. Ќо это и не нужно. ¬о первых, така€ точность не нужна и не используетс€, во вторых, все системы с обратной св€зью имеют Ђпетлю регулировани€ї, границы которой намного шире. ѕример подобной системы с обратной св€зью - электронный дроссель, описание можете посмотреть здесь - http://autodata.ru/article/all/d4_reguliruem_zaslonku/

ѕоэтому можно подобрать любое ближайшее значение. Ќо проще сделать так: вз€ть р€д E24 , и методом перебора выбрать ближайший резистор точным омметром. ѕотому что 430 ќм +5% это уже 451,5 ќм. ј если вз€ть р€д E12 10% , то еще проще подобрать требуемое значение. “очный резистор E192 просто не найти, да и стоить он будет немало.

ѕосле подбора таким методом динамика машины выросла очень существенно. ћожно сказать, что стал-тест вырос почти на 200 оборотов, в сравнении с каким попало резистором. Ќо важно еще сказать, что реакци€ на педаль газа изменилась в лучшую сторону. –аскручиватьс€ мотор стал как бензиновый.

ѕосле установки момента впрыска индикатором (ход плунжера на метке 0,89 мм +- 0,08) и вот такой регулировки с подстройкой дали машине вторую жизнь. —о слов владельца: Уона никогда так не ехалаФ. —ложились все три параметра - начальна€ установка индикатором, регулировка крышки и подстройка обратной св€зи резистором. ¬ этой системе это все имеет большое значение. ѕочему с электронным насосом нужно ставить момент начального впрыска (или ход плунжера) индикатором - ответ один. Ќа УслухФ, как это делают опытные дизелисты с механическими насосами, его поставить нельз€. Ёлектроника вмешиваетс€ по датчику коленвала (а распредвальный по сути стоит в самом “Ќ¬ƒ), поэтому дизель на слух с таким насосом тарахтит как и раньше, крути его как хочешь. “очна€ работа возможна при базовых установках.

”тверждени€ о плохом пуске на гор€чем моторе тоже не соответствуют истине. Ќа вложенном видео мотор запускаетс€ при температуре 95 градусов после 15 минутной сто€нки. “емпература топлива по датчику 67 градусов. –еакци€ на набор оборотов и сброс тоже видна.



√аджиев ј.ќ.
© Ћегион-јвтодата


√аджиев јрид ќмарович г.ћосква, Ўмитовский проезд, д.39-а, стр.3. “ел.: +7 (495) 798-2859, +7 (926) 525-6300.
E-mail: arid77@mail.ru . HTTP: www.skylineservice.ru. —оюз автомобильных диагностов.

ќригинал статьи вз€т с сайта Ћегион-јвтодата

јвтотехцентр "—кайлайн сервис"

ул. ≈рмакова –оща, 7ј


√руппа ¬контакте |  арта сайта